Социальные медиа плохо влияют на аналитические способности человека Влияние социальных медиа на умственные способности людей не первый год волнует ученых. В эру Интернета, когда большинство молодых, трудоспособных членов общества имеют доступ к Сети и, в частности, к соцсетям, этот вопрос не может не беспокоить как работодателей, так и представителей научной сферы. Часть из них полагает, что Интернет-общение делает нас более информированными, позволяет принимать более взвешенные решения, а опыт, которым делятся друг с другом «френды», подчас усваивается пользователями как свой собственный. Другая половина исследователей убеждена в том, что подобная простота в получении информации плохо влияет на способность к концентрации, анализу и критическому восприятию действительности. Одно из последних исследований британских ученых показало, что и те, и другие по-своему правы. Тестирование, описанное в Journal of the Royal Society Interface, наглядно продемонстрировало, что благодаря общению в социальных сетях и пользованию Интернетом в целом люди выглядят более рассудительными, однако в будущем их интеллектуальные способности могут притупляться. Все дело в том, что постоянная связь в режиме он-лайн с другими пользователями делает людей более легко адаптируемыми, приспосабливающимися к обстоятельствам и, главное, позволяет незамедлительно получить ответ на любой вопрос из различных источников, включая обмен реальным опытом. В результате мы имеем более аргументированные решения, основанные на компиляции мнений многих людей. В то же время человек, постоянно пользующийся социальными медиа, постепенно лишается способности мыслить самостоятельно, превращая сам процесс внутреннего анализа в его имитацию. В ходе эксперимента студентам задавались вопросы, формулируемые по принципам проведения мозгового штурма. 100 волонтеров были разделены на 5 групп – по 20 человек в каждой. Компьютер в случайном порядке определял, насколько тесным будет взаимодействие между членами каждой группы. Где-то учащиеся могли взаимодействовать между собой и обмениваться мнениями, как это обычно происходит в соцсетях. В некоторых коллективах вся работы велась самостоятельно и индивидуально. Для определения характера влияния наличия Интернет-общения между испытуемыми на их способность к аналитическому мышлению студентам было предложено пройти тест, измеряющий когнитивные процессы. Его суть заключалась в том, что каждому респонденту задавалось пять очень похожих вопросов. Поиск первого ответа должен был осуществляться без посторонней помощи, последующие пять – во взаимодействии с другими пользователями. Тест показал, что в группах с тесной связью между участниками довольно частым явлением становилось копирование чужих ответов. Знакомясь с мнениями других участников эксперимента, студенты выбирали наиболее осмысленные и верные из них. Таким образом, в краткосрочной перспективе социальные сети помогают людям осуществлять поиск наиболее оптимальных решений. Однако с переходом от одного вопроса к другому в ответах испытуемых не наблюдалось никакого прогресса. Студенты просто переписывали высказывания своих более опытных товарищей, не прикладывая к данному процессу никаких личных усилий. Участники, занимавшиеся подбором ответов самостоятельно, с каждым разом делали это все лучше. Таким образом, ученые пришли к выводу, что социальные медиа не способствуют развитию аналитических способностей человека, лишь позволяя ему решить какую-то конкретную проблему, имеющуюся на данный момент. При этом привычка искать ответы в постоянном взаимодействии с окружающими лишает людей способности к собственному интеллектуальному развитию. Раздел: тренды и инновации Дата: 10-02-2014 |
№8 - 2013
В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
|