Главная Написать письмо Twitter Facebook RSS Новости

Агрессия в служебных отношениях: опасность для эффективной работы компании


В последние годы перед социумом остро встала проблема роста агрессии, и тому есть множество причин, включая финансовый кризис и невысокий уровень социальной защищенности граждан. Наиболее явно проблема проявляется в сферах, где между людьми изначально существует высокая степень конкуренции, а именно на рабочих местах. Враждебность внутри коллектива не просто разрушает рабочую атмосферу, но и порой способна приводить к гораздо более тяжелым последствиям вплоть до умышленного нанесения вреда коллегам и работодателю. Поэтому сегодня вероятность возникновения агрессии между коллегами и агрессии сотрудника в отношении руководства является одним узких мест в системе безопасности организации.

Проявления агрессии
Агрессивно настроенные сотрудники, как бывшие, так и работающие на компанию в настоящий момент, способны нанести серьезный ущерб своему работодателю.

• Уволенный сотрудник английской страховой компании с помощью специального устройства отправил по электронному адресу своего бывшего директора 5 миллионов писем, что привело к вынужденному отключению веб-сервера и приостановке работы всего персонала.
• Житель Алтайского края, желая отомстить начальнику, использовал чужой электронный ящик и под видом сообщения от руководителя разослал всем сотрудникам написанную им вредоносную программу.
• Попавший под сокращение сотрудник немецкой компании запустил во внутреннюю сеть своего бывшего работодателя 11 тысяч вирусов, чем нанес фирме ущерб в 120 тысяч евро.
• Программист перед увольнением встроил в программу управления конвейером ГАЗ троянскую программу, приведшую к остановке конвейера.

Часто агрессия принимает и более крайние формы, и обычно это происходит в странах, где законодательно разрешено владение огнестрельным оружием, в частности, в США. За последние годы имело место огромное количество случаев, когда уволенные сотрудники совершали акты мести в отношении бывших коллег и работодателей. Эксперты в области безопасности отмечают, что подобные случаи становятся тенденцией, вероятно, из-за напряженного состояния общества.

• Уроженец Вьетнама застрелил 13 человек в здании миграционного центра в штате Нью-Йорк и покончил с собой.
• Работник мэрии города Биресик в Турции открыл стрельбу в офисе, убив одного человека и ранив трех, из-за того, что его хотели перевести в другой отдел.
• Уволенная сотрудница завода Kraft Foods в Филадельфии протаранила на машине ограждение, проникла в офис и открыла огонь из револьвера по своим бывшим коллегам, успев до прибытия полиции смертельно ранить двух человек.
• На одном из предприятий компании Americold Logistics накал отношений между двумя сотрудниками склада достиг такой высоты, что один из них выпустил в коллегу несколько пуль, ранил еще двух человек, а затем застрелился.
• Студент Техасского университета в Остине, не пользовавшийся популярностью среди сокурсников, открыл беспорядочную стрельбу из автомата Калашникова на территории кампуса, а затем застрелился в одном из помещений библиотеки.
• В китайской провинции Ганьсу кассир, которого уволили из банка Rural Credit, бросил в свой бывший офис напалмовую бомбу. В результате пострадали 40 человек.

Типы и причины агрессии
В последнее время вопросам изучения агрессии уделяется пристальное внимание. Исследуются ее экономические, юридические, социальные и психологические аспекты. Специалисты разделяют три типа агрессии на рабочем месте.

1. Враждебная агрессия, которая в свою очередь подразделяется:
a. Враждебность – злонамеренные действия вербального и символического характера.
b. Обструкция – действия с намерением помешать выполнению работы сотрудника или руководителя.
c. Открытая агрессия – насильственные действия.
2. Экспрессивная агрессия, представляющая собой непроизвольный и быстро прекращающийся взрыв гнева и ярости, которая позволяет быстро снизить напряжение в сложной ситуации.
3. Инструментальная агрессия, которая связана с активными действиями руководства, направленными на достижение цели. Ее цель – активизация, побуждение сотрудников к более ответственному выполнению работы.

Последние два типа представляют собой конструктивные типы агрессии, которые дают организации возможность достигнуть значимых целей и снизить напряжение в коллективе, «выпустить пар». Тем не менее, при использовании приемов инструментальной агрессии руководителям следует различать «плохой» и «хороший» стресс. Если последний задает разумное соотношение поставленных задач и мотивации сотрудников, то первый характеризуется неоправданно сжатыми сроками и неприемлемыми условиями работы, что может привести к снижению производительности в коллективе. Более того, и экспрессивная, и инструментальная агрессия могут перерасти во враждебную, а она представляет для компании серьезную опасность, поскольку несет в себе деструктивное начало.

Пусковым механизмом проявления враждебной агрессии в служебных отношениях могут послужить такие факторы как:
• проигнорированная жалоба;
• снижение уровня стабильности;
• экономический спад;
• низкий уровень социальной защищенности;
• нестабильная карьера и перерывы в трудовом стаже;
• рост цен на предметы первой необходимости, топливо, коммунальные, телефонные и прочие услуги;
• увольнение, отсутствие профессионального и материального роста;
• личные проблемы, например, неудачный роман;
• семейные проблемы;
• серьезные проблемы со здоровьем (своим или членов семьи);
• дисциплинарные взыскания, критика со стороны руководства или коллег;
• финансовые или юридические проблемы, такие как потеря права выкупа заложенного имущества, судебный запрет или слушания по опекунству над детьми.

Любая из этих причин может привести к стрессу, а даже уравновешенные в обычных условиях люди, в стрессовых ситуациях способны на неожиданно жесткие поступки. Кроме того, напряжение способно спровоцировать пристрастие к алкоголю, наркотикам, привести к депрессии и даже самоубийству. Самая главная проблема этих реакций человека на стресс – что они не всегда уходят после снижения напряжения.

Предупреждение и противодействие агрессии
Психологи выделяют ряд поведенческих признаков, которые могут предшествовать проявлениям враждебной агрессии у сотрудников:
• индивидуализм;
• неряшливый внешний вид;
• потеря контроля над личной жизнью и рабочими задачами;
• неудовлетворенные потребности, такие как: стесненные жилищные условия, отсутствие страховки;
• пагубные привычки;
• склонность к депрессиям;
• склонность переносить ответственность за свои неудачи на окружающих;
• интерес к жестоким и эротически окрашенным фильмам и публикациям;
• факты жестокого обращения с женщинами, детьми или животными;
• потеря чувства собственного достоинства.

Пол Харви (Paul Harvey) доцент кафедры менеджмента в Университете Нью-Хэмпшира, специалист по агрессии в служебных отношениях, в целях снижения вероятности возникновения деструктивной агрессии рекомендует работодателям уделять пристальное внимание психологическому состоянию сотрудников. Стресс может возникать и по причинам, не имеющим отношения к работе: авария, смерть близкого человека, развод, болезнь, проблемы с выплатой кредита. Разные люди по-своему способны справляться со стрессовыми ситуациями. Но, в любом случае, каждый даже самый хладнокровный и сдержанный сотрудник имеет свой предел. И хотя руководитель не должен давать подчиненным возможность уклоняться от своих непосредственных обязанностей при любой возникающей у них проблеме, ему следует предпринимать все возможные шаги, чтобы помочь сотруднику пережить трудное для него время.

План действий, необходимых для предупреждения и противодействия проявлениям агрессии в служебных отношениях должен включать:
1. Тщательный отбор на этапе приема на работу. Он позволяет заранее выявить сотрудников потенциально склонных к агрессии. Особое внимание следует уделять рекомендациям с предыдущего места работы.
2. Поддержка в период адаптации. Ознакомление нового сотрудника с правилами поведения в коллективе, политиками и процедурами, касающимися агрессии на рабочем месте.
3. Обучение сотрудников. Тренинги вооружают сотрудников знаниями и навыками поведения в ситуациях проявления агрессии.
4. Программа помощи сотрудникам. Около 90% крупных западных компаний предлагают программу помощи сотрудникам как часть социального пакета. Эта программа должна включать рекомендации для жертв, виновников и свидетелей агрессивного поведения на работе.

В последнее время многие компании предпочитают принимать на работу агрессивных, ничего не боящихся, энергичных и дерзких сотрудников, считая, что именно такие люди способны на нестандартные и революционные решения. Некоторые типы агрессии действительно могут быть полезным инструментом, позволяющим компаниям решать сложные задачи и выходить на новые рубежи. При этом руководителям следует осознавать высокую вероятность перехода грани между конструктивной и деструктивной агрессией и не забывать, что во всем мире агрессия в служебных отношениях рассматривается как явление, препятствующее достижению значимых для организаций целей.

_________________________

Источники:
1. Charlotte Pietersen «A Diagnostic Approach To Measuring And Managing Workplace Aggression», SA Journal of Human Resource Management, №3, 2005
2. Rick Nauert «Workplace Aggression on the Rise», PsychCentral, 2009
3. Lynn Lieber «Workplace Violence – What Can Employers Do to Prevent It?», Wiley InterScience, 2007
4. «Mass e-mail attack teen sentenced», BBC, 2006
5. «Municipal employee wounds four in shooting at town hall in southeast Turkey», Associated Press, 2009
6. Robert D. McFadden « 13 Shot Dead During a Class on Citizenship»,The New York Times, 2009
7. Caroline Black «Yvonne Hiller Suspect in Kraft Shooting: Two Killed, One Wounded at Philadelphia Plant», CBS News, 2010
8. Margery A. Beck « Workplace shooting at Americold plant leaves three injured, shooter dead», Associated Press, 2010
9. «Shooter at University of Texas was a student», CNN, 2010
10. Tania Branigan «Petrol bomb attack on Chinese bank», Guardian, 2011
11. И. В. Гулис «Мета-анализ понятия «агрессия в служебных отношениях», Психологический журнал Минского института управления, №3, 2008
12. Арина Молчанова «Уволен и очень опасен», Sibnet.ru, 2011

Раздел: Служба персонала
Дата: 25-07-2011




Имя:

Комментарий:


Код подтверждения:
№8 - 2013


В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
Календарь
01.01.1970



Copyright © 2000-2017 "Центр Компьютерного моделирования "Перспектива" Тел: +7 (926) 011-67-54 E-mail: info@csc.ru
Новости | Интервью | Пресс-релизы | События

Все поля необходимы для заполнения.






Введите e-mail указанный при регистрации.



Для того чтобы иметь доступ к полному тексту статьи необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.
Для того чтобы иметь возможность просматривать журнал необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.

Макеты принимаются на компакт-дисках CD-R ,CD-RW, DVD-R, DVD-RW, устройствах, поддерживающих USB. Файлы также могут быть отправлены с помощью электронной почты.

Редакция журнала "Безопасность: информационное обозрение" серьезно относится к художественному оформлению журнала. В случае, если рекламные макеты вызывают замечания с художественной точки зрения, редакцией журнала может быть предложена разработка нового оригинал-макета.

Требования к форматам файлов

Макеты в прочих форматах обсуждаются индивидуально.

Не принимаются оригинал-макеты в форматах Microsoft Word, Excel, Power Point.

Требования к элементам макета издания

Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата (доливку под обрез) - 5 мм.

Требования к содержанию рекламных материалов:

• Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
• Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта, на которую ведет рекламная ссылка, быть достоверной, не вводить потребителя в заблуждение.

Требования к сайту рекламодателя:

• На странице сайта рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
• Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
• Если страница сайта, на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.

Иные требования:

• Администрация Securityinfowatch.ru оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин.

Поддерживаемые форматы баннеров

Поддерживаемые форматы JPG, PNG.

Размеры размещаемых баннеров в пикселях 990x90, 728x90, 245x245, 245x50.

Допустимый размер баннера в килобайтах определяется его размером в пикселях:

Рекламный баннер должен иметь видимые границы, т.е. быть обведенным в рамку, не совпадающую с цветом фона (по умолчанию белым).

При необходимости наши специалисты изготовят необходимый Вам баннер. Условия изготовления и расценки обсуждаются индивидуально и зависят от уровня сложности работ.